Приложение № 1 к приказу

Министерства образования
Республики Карелия
от 28.10.2014 г.1037
 
Порядок проведения и проверки итогового сочинения (изложения)
 в Республике Карелия в 2014-2015 учебном году
 
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в  Республике Карелия (далее – Порядок) разработан во исполнение приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 923 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1400», на основе методических рекомендаций по проведению итогового сочинения (изложения), направленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки письмами от 1 октября 2014 года № 02-651 и от 15 октября 2014 г. № 02-674.
2. Порядок определяет  правила организации подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Карелия, порядок и сроки проверки итогового сочинения (изложения).
3. Итоговое сочинение (изложение) является одним из условий для допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА).
4. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».
5. Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке. Бланки регистрации и бланки записи заполняются черной гелевой ручкой.
 
II. Участники итогового сочинения (изложения)
6. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к  государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся, в том числе для:
иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
обучающихся, получающих среднее общее образование,  в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами среднего общего образования (при наличии у такой образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования);
обучающихся, получающих среднее общее образование  по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
обучающихся, освоивших в 2014 и 2015 годах образовательные программы среднего общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования.
7. Итоговое сочинение, в качестве использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования, по желанию также может проводиться для:
лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе - выпускники прошлых лет).
8. Регистрация обучающихся для проведения итогового сочинения (изложения) проводится на основании заявления по форме в соответствии с приложением № 1 к Порядку в организации, в которой обучающийся осваивает образовательную программу среднего общего образования, при условии наличия у данной организации государственной аккредитации образовательной программы среднего общего образования.
9. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования, либо обучающиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, регистрируются на итоговое сочинение (изложение) в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования, при подаче заявления в данную образовательную организацию о прохождении экстерном ГИА. 
10. Выпускники прошлых лет регистрируются на сочинение на основании заявления по форме в соответствии с приложением № 2 к Порядку в местах, определенных приказом Министерства образования Республики Карелия.
11. При подаче заявления на итоговое сочинение (изложение) участник даёт письменное согласие на обработку персональных данных по форме в соответствии с приложением № 3 к Порядку.
12. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на прохождение итогового изложения предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
13. Изложение вправе писать:
обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды;
обучающиеся, получающие среднее общее образование  по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.
14. Для лиц по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в образовательные организации, места проведения итогового сочинения (изложения), сочинение (изложение) организуется на дому. При этом указанная категория лиц предъявляет копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии с указанием необходимости проведения сочинения (изложения) на дому по медицинским показаниям.
III. Организация проведения итогового сочинения (изложения)
15. Министерство образования Республики Карелия обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения), в том числе:
1) обеспечивает информационную безопасность при хранении, использовании и передаче комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений), определяет места хранения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений), лиц, имеющих к ним доступ, принимает меры по защите комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений) от разглашения содержащейся в них информации;
2) определяет места проведения итогового сочинения (изложения) и распределение между ними выпускников прошлых лет;
3) организует формирование и ведение сведений о проведении итогового сочинения (изложения) обучающихся в региональной информационной системе проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования (далее – РИС РК ГИА), включая следующие сведения:
об обучающихся, выпускниках прошлых лет, сдающих итоговое сочинение (изложение);
о местах проведения итогового сочинения (изложения);
о распределении обучающихся, выпускников прошлых лет по местам проведения итогового сочинения (изложения);
о результатах итогового сочинения (изложения), полученными обучающимися, выпускниками прошлых лет;
об изображении бланков регистрации и ответов обучающихся, выпускников прошлых лет.
4) организует информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения итогового сочинения (изложения) через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов «горячей линии» и ведения раздела на официальном сайте в сети «Интернет» Министерства образования Республики Карелия (minedu.karelia.pro) и сайте, посвященном ЕГЭ в Республике Карелия (ege.karelia.ru);
5) организует ознакомление обучающихся, выпускников прошлых лет с индивидуальными результатами итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях, с помощью сайта ege.karelia.ru не позднее 14-ти рабочих дней с даты проведения итогового сочинения (изложения);
6) устанавливает порядок передачи комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации, сроки передачи комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации, в случае невозможности доставки их по объективным причинам в день проведения итогового сочинения (изложения);
7) организует подготовку членов муниципальных комиссий по проверке итогового сочинения (изложения);
8) определяет порядок проведения, а также порядок и сроки проверки итогового сочинения (изложения);
9) обеспечивает проведение итогового сочинения (изложения) в  образовательных организациях, в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
10) определяет организационную схему и схему технического проведения итогового сочинения (изложения), в том числе:
места печати регистрационных бланков и бланков ответов обучающихся, выпускников прошлых лет;
места сканирования бланков регистрации и бланков ответов обучающихся, выпускников прошлых лет;
места проверки итоговых сочинений (изложений)
11) определяет дополнительные сроки проведения итогового сочинения (изложения).
16. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования:
1) вносят сведения о муниципальном органе управления образованием, об образовательных организациях, расположенных на территории муниципального района (городского округа), о выпускниках текущего года и других участниках итогового сочинения (изложения), о форме экзаменационного испытания участника – сочинение или изложение,  об отнесении участника к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и другие сведения, необходимые для заполнения региональной информационной системы;
2) контролируют сроки и достоверность предоставления сведений от образовательных организаций, расположенных на территории муниципального района (городского округа);
3) информируют обучающихся и их родителей (законных представителей) о сроках проведения итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также организуют и контролируют информирование в образовательных организациях;
4) направляют в Министерство образования Республики Карелия предложения по кандидатурам лиц, ответственных за передачу тем сочинений и текстов изложений в образовательные организации, муниципальных технических специалистов, сканирующих бланки регистрации и записи сочинений (изложений);
5) формируют состав муниципальной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в соответствии с требованиями настоящего Порядка, разрабатывают и утверждают положение о муниципальной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения), определяют место и режим ее работы;
6) обеспечивают участие привлекаемых специалистов на обучающих семинарах (вебинарах), консультациях;
7) назначают ответственного за перенос результатов проверки итогового сочинения (изложения) в оригиналы бланков регистрации;
8) обеспечивают проведение итогового сочинения (изложения) в  образовательных организациях, расположенных на территории муниципального района (городского округа) в соответствии с требованиями настоящего Порядка;
9) обеспечивают техническое обеспечение для проведения итогового сочинения (изложения) в соответствии с Техническим регламентом проведения итогового сочинения (изложения), описанным в приложении № 4 к Порядку;
10) получают темы сочинений (тексты изложений) и обеспечивают информационную безопасность при проведении итогового сочинения (тексты изложения);
11) обеспечивают передачу тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации;
12) контролируют сроки проверки итоговых сочинений (изложений) обучающихся и сроки сканирования бланков регистрации и бланков записи и передачи их в Региональный центр обработки информации (далее – РЦОИ).
17. Образовательные организации, реализующие образовательные  программы среднего общего образования (далее  - образовательные организации), осуществляют следующие функции в рамках проведения итогового сочинения (изложения):
1) предоставляют сведения для внесения в РИС РК ГИА;
2) информируют обучающихся и их родителей (законных представителей) о сроках проведения итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), также о результатах итогового сочинения (изложения) – под роспись обучающихся;
3) направляют в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, кандидатуры в состав муниципальной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения);
4) формируют комиссию образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения), включающую председателя комиссии – руководителя образовательной организации, технического специалиста, организаторов в аудиториях (по 2 в каждой), дежурных на этажах (в состав комиссии не должны входить педагоги, являющиеся учителями обучающихся, принимающих участие в итоговом сочинении (изложении), исключение составляют труднодоступные образовательные организации с малой численностью обучающихся и образовательные организации  при учреждениях уголовно-исполнительной системы);
5) обеспечивают инструктаж членов комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения);
6) организуют проведение итогового сочинения (изложения) в   соответствии с требованиями настоящего Порядка;
7) обеспечивают техническое обеспечение для проведения итогового сочинения (изложения) в соответствии с Техническим регламентом проведения итогового сочинения (изложения) (приложение № 4 к Порядку), в том числе организуют место работы технического специалиста;
8) обеспечивают печать бланков регистрации и бланков записи;
получают темы сочинений (тексты изложений) и обеспечивают информационную безопасность тем итогового сочинения (текстов изложения);
9) обеспечивают обучающихся, выпускников прошлых лет орфографическими словарями при проведении итогового сочинения (изложения), а лиц с ограниченными возможностями здоровья – толковыми словарями;
10) организуют копирование итоговых сочинений (изложений) участников и доставку оригинальных бланков и копий в места работы муниципальной комиссии в день проведения итогового сочинения (изложения).
18. Организационное и технологическое обеспечение проведения итогового сочинения (изложения) осуществляется РЦОИ и Государственным автономным учреждением Республики Карелия «Центр оценки качества образования». Обеспечение деятельности по эксплуатации РИС РК ГИА и взаимодействию с федеральной информационной системой осуществляется РЦОИ.
 
IV. Сроки и продолжительность итогового сочинения (изложения)
19. Продолжительность проведения итогового сочинения  (изложения) составляет 235 минут.
20. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов  продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) может быть увеличена на 1,5 часа, включая перерыв для приема пищи и медицинских процедур.
21.  В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей бланков, выдача текстов изложений, тем сочинений и черновиков).
22. Итоговое сочинение (изложение) для выпускников текущего года проводится в декабре последнего года обучения. В случае если обучающийся получил за итоговое сочинение (изложение) неудовлетворительный результат («незачет»), он допускается повторно к проведению итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки (в феврале и апреле - мае текущего года), устанавливаемые Министерством образования Республики Карелия.
23. Итоговое сочинение (изложение) для выпускников прошлых лет проводится в те же сроки. С датой написания сочинения участники указанной категории определяются самостоятельно.
24. Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документа, удостоверяющего личность и документа  об образовании. При предоставлении документа об образовании иностранного государства необходимо предоставить его нотариально заверенный перевод. Указанное заявление подается лично.
 
V. Подготовка к проведению итогового сочинения (изложения)
 
25. Сведения в РИС РК ГИА об обучающихся, сдающих итоговое сочинение (изложение), вносятся образовательной организацией самостоятельно или ответственным за внесение сведений в РИС РК ГИА в муниципальном районе (городском округе)  не позднее, чем за 3 недели до проведения итогового сочинения (изложения).
26. Сведения в РИС РК ГИА о выпускниках прошлых лет вносятся ответственным за внесение сведений в РИС РК ГИА в муниципальном районе (городском округе) не позднее, чем за 2 недели до проведения итогового сочинения (изложения).
27. Ответственный в муниципальном районе (городском округе) за внесение сведений в РИС РК ГИА обязан строго соблюдать установленные сроки и контролировать достоверность вносимой образовательными организациями информации.
28.  Бланки для проведения итогового сочинения (изложения) печатаются в образовательных организациях не позднее, чем за день до проведения итогового сочинения (изложения).
29. Министерство образования Республики Карелия устанавливает следующую схему передачи комплекта тем сочинений (текстов изложений) в образовательные организации: темы сочинений (текстов изложений), полученные от Федеральной службы по надзору в сфере образования в день проведения итогового сочинения (изложения), размещаются ответственным сотрудником РЦОИ на закрытом разделе сайта ege.karelia.ru; муниципальный координатор, используя свой логин и пароль, получает доступ к указанным материалам и осуществляет их рассылку по электронной почте образовательным организациям.  В муниципальные районы (городские округа), где имеются образовательные организации, куда по объективным причинам в день проведения итогового сочинения (изложения) указанные материалы передать невозможно, они передаются муниципальному координатору накануне дня проведения экзамена и направляются в образовательные организации по той же схеме. Список указанных образовательных организаций формируется и утверждается Министерством образования Республики Карелия.
В случае возникновения форс-мажорных ситуаций в день проведения экзамена темы сочинений (текстов изложений) могут быть переданы по телефону и (или) с помощью факсимильной связи.
30. Муниципальный координатор несет персональную ответственность за информационную безопасность полученных тем сочинений и текстов изложений.
31. В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяется помещение для технического специалиста в соответствии с Техническим регламентом, оборудованное телефонной связью, принтером и персональным компьютером с необходимым программным обеспечением для получения комплектов тем итогового сочинения (текстов изложений) через специализированный портал.
32. Решение об использовании металлоискателей, средств видеонаблюдения, средств подавления сигналов подвижной связи принимается Министерством образования Республики Карелия.
 
VI. Проведение итогового сочинения (изложения)
 
33. Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих аккредитованные образовательные  программы среднего общего образования.
34. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
35. Количество, общая площадь и состояние помещений, предоставляемых образовательной организацией для проведения итогового сочинения (изложения), должны обеспечивать проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
36. В день проведения итогового сочинения (изложения) начиная с 9.30 обучающиеся, выпускники прошлых лет  рассаживаются за рабочие столы в произвольном порядке по одному за рабочий стол.
37. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
38. До начала итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации проводят инструктаж обучающихся, в том числе информируют о правилах оформления итогового сочинения (изложения), продолжительности проведения итогового сочинения (изложения), а также о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения).
39. Члены комиссии образовательной организации выдают обучающимся, выпускникам прошлых лет бланки регистрации и бланки для выполнения итогового сочинения (изложения) (2 двухсторонних или 4 односторонних), черновики, орфографические словари, участникам с ограниченными возможностями здоровья – толковые словари.
40. По указанию членов комиссии образовательной организации обучающиеся, выпускники прошлых лет заполняют регистрационные поля бланков, указывают номер темы (текста) изложения или номер темы итогового сочинения. 
41. Члены комиссии образовательной организации проверяют правильность заполнения обучающимися, выпускниками прошлых лет регистрационных полей бланков. По завершении заполнения регистрационных полей бланков всеми обучающимися, выпускниками прошлых лет, члены комиссии образовательной организации знакомят обучающихся, выпускников прошлых лет с темами итоговых сочинений (текстами изложений) и фиксируют их на доске (информационном стенде).
42. После ознакомления обучающихся, выпускников прошлых лет с темами итоговых сочинений (текстами изложений), члены комиссии образовательной организации объявляют начало проведения итогового сочинения (изложения) и время его окончания, фиксируют его на доске (информационном стенде), после чего обучающиеся, выпускники прошлых лет приступают к выполнению итогового сочинения (изложения).
43. Участники изложения с ограниченными возможностями здоровья (глухие и слабослышащие) получают текст изложения и работают с ним в течение 40 минут: читают, делают пометки в тексте. По истечении указанного времени члены комиссии собирают тексты.
44. В случае нехватки места в бланке для выполнения итогового сочинения (изложения) по запросу обучающегося, выпускника прошлых лет члены комиссии образовательной организации выдают ему дополнительный бланк. При этом номер дополнительного бланка указывается в предыдущем бланке для выполнения итогового сочинения (изложения). По мере необходимости, обучающимся, выпускникам прошлых лет выдаются черновики.
45. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся:
черная гелевая ручка;
документ, удостоверяющий личность;
для участников с ограниченными возможностями здоровья – необходимые приспособления, питание, лекарства.
Иные вещи обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют в специально выделенном в аудитории месте для личных вещей обучающихся, выпускников прошлых лет.
46. Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещено  иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Во время итогового сочинения (изложения) обучающиеся, выпускники прошлых лет не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и образовательной организации. Во время итогового сочинения (изложения)  обучающиеся, выпускники прошлых лет могут выходить из аудитории и перемещаться по образовательной организации в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории обучающиеся, выпускники прошлых лет оставляют бланки и черновики на рабочем столе.
В случае нарушения установленного порядка руководитель образовательной организации удаляет нарушителя из аудитории и составляет акт об удалении в соответствии с приложением 5 к Порядку, копия которого передается в орган местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования и в Министерство образования Республики Карелия.
47. За 30 минут и за 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации сообщают обучающимся, выпускникам прошлых лет о скором завершении итогового сочинения (изложения).
48. По истечении времени итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации объявляют окончание итогового сочинения (изложения) и собирают бланки регистрации и бланки с итоговыми сочинениями (изложениями) у обучающихся, выпускников прошлых лет.
49. Собранные бланки регистрации, бланки записи с итоговыми  сочинениями (изложениями), черновики, тексты изложений  члены комиссии образовательной организации передают руководителю образовательной организации, который организует их копирование и доставку оригиналов и копий в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, или место работы муниципальной комиссии в день проведения итогового сочинения (изложения).
50. Обучающиеся, выпускники прошлых лет, досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки и покидают образовательную организацию, не дожидаясь завершения окончания итогового сочинения (изложения). В случае досрочного завершения выполнение итогового сочинения (изложения) по уважительной причине, руководителем образовательной организации и медицинским работником составляется акт о досрочном завершении в соответствии с приложением 6 к Порядку, копия которого передается  в орган местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и в Министерство образования Республики Карелия.
 
VII. Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание
 
51. Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание осуществляется муниципальными комиссиями по проверке итогового сочинения (изложения), формируемыми из учителей-предметников образовательных организаций, с возможным привлечением независимых экспертов.
52. Эксперты муниципальной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения)  должны обладать квалификацией, которая определяется следующими требованиями:
1) владение необходимой нормативной базой:
федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.200 4г. № 1089);
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
рекомендации по  проведению итогового сочинения (изложения) в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования;
технический регламент проведения итогового сочинения (изложения) в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования;
методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения) в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего;
2) владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности учитель русского языка и литературы;
обладать опытом проверки сочинений в выпускном классе образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования;
3) владение содержанием основного общего и среднего общего образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089), в примерных образовательных программах и учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (или допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
4) владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
знание порядка проведения проверки итоговых сочинений; умение проверять и объективно оценивать сочинения обучающихся;  
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа; выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки; правильно классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;
умение обобщать результаты.
53. Руководитель (председатель) муниципальной комиссии проводит распределение  работ обучающихся, выпускников прошлых лет между экспертами, учитывая, что эксперты не могут проверять работы своих учеников, фиксирует данное распределение протоколом.
54. Руководитель (председатель) муниципальной комиссии передает копии бланков регистрации и копии бланков записей сочинений (изложений) экспертам для проверки.
55. Муниципальная комиссия осуществляет проверку итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, разработка которых организуется Рособрнадзором. Каждое сочинение (изложение) обучающихся, выпускников прошлых лет проверяется одним экспертом один раз.
56. Результаты проверки итоговых сочинений (изложений) и оценка  вносятся в  копию бланка регистрации, на котором эксперт ставит свою подпись и её расшифровку.
57. После проверки и оценивания копии бланков итогового сочинения (изложения) обучающихся, выпускников прошлых лет эксперты муниципальной комиссии передают руководителю (председателю) муниципальной комиссии.
58. Ответственное лицо, определенное органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, получает копии бланков итогового сочинения (изложения) от председателя (руководителя) муниципальной комиссии и переносит результаты проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации обучающихся, выпускников прошлых лет и своей подписью подтверждает правильность заполнения им его нижней части.
59. Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание муниципальной комиссией  должна завершиться не позднее, чем через 3 рабочих дня с даты проведения итогового сочинения (изложения).
60. Бланки сочинений ответственным лицом  передаются в муниципальный орган управления образования, а копии бланков возвращают в образовательные организации для хранения.
 
VIII. Обработка результатов итогового сочинения (изложения)
 
61. Обработка проверенных итоговых сочинений (изложений) включает в себя:
- сканирование проверенных бланков итоговых сочинений (изложений);
- распознавание информации, внесенной в проверенные бланки итоговых сочинений (изложений);
- сверку распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные бланки итоговых сочинений (изложений).
62. Сканирование бланков итоговых сочинений (изложений) обучающихся после завершения проверки и оценивания итоговых сочинений (изложений) осуществляется назначенным муниципальным техническим специалистом. Сканирование оригиналов бланков итоговых сочинений (изложений) обучающихся, выпускников прошлых лет должно завершиться не позднее, чем через 5 рабочих дней с даты проведения итогового сочинения (изложения). Отсканированные изображения  бланков итоговых сочинений (изложений) передаются в РЦОИ.
63. Бумажные бланки итоговых сочинений (изложений) остаются на хранении в муниципальном органе управления образованием, осуществляющем управление в сфере образования.
Копии оригиналов бланков регистрации и бланков записи с записями экспертов возвращаются  на хранение в образовательной организации. Срок хранения указанных материалов – 5лет.
64. Распознавание и сверка распознанной информации с оригинальной информацией, внесенной в проверенные бланки итоговых сочинений (изложений) бланков итоговых сочинений (изложений) осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.
65. Сведения о результатах сдачи итогового сочинения (изложения) обучающихся РЦОИ вносит в РИС РК ГИА в срок не позднее 7 рабочих дней со дня написания итогового сочинения (изложения). Результаты проверки итогового сочинения (изложения) передаются РЦОИ в муниципальные органы управления, осуществляющие управление в сфере образования и в Министерство образования Республики Карелия не позднее 8 рабочих дней со дня написания итогового сочинения (изложения). Размещение результатов итогового сочинения (изложения) на сайте ege.karelia.ru для индивидуального ознакомления участников итогового сочинения (изложения) РЦОИ должно не позднее 10 рабочих дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
66. Изображения бланков итоговых сочинений (изложений) РЦОИ размещает на региональном сервере.
67. Изображения бланков итоговых сочинений (изложений) обучающихся могут быть переданы по запросу в образовательные организации, реализующие  образовательные программы среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.
 
IX Повторный допуск к итоговому сочинению (изложению):
 
68. Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), имеют право 1 раз в текущем году пересдать итоговое сочинение (изложение);
- обучающиеся, выпускники прошлых лет не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- обучающиеся, выпускники прошлых лет удаленные с итогового сочинения (изложения) руководителем образовательной организации за нарушение порядка проведения (по решению педагогического совета);
- обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
69. Выпускники прошлых лет при получении «незачет» к пересдаче итогового сочинения не допускаются, за исключением случаев, указанных в пункте 68 Порядка.
70. Заявление о повторном допуске к итоговому сочинению (изложению) с приложенными документами, подтверждающими уважительную причину не явки или досрочного завершения, обучающиеся подают в свою образовательную организацию, в которой были зарегистрированы. Педагогический совет образовательной организации принимает решение о повторном допуске данного участника. Выпускники прошлых лет подают заявление с подтверждающими документами в образовательную организацию, указанную в месте регистрации,  педагогический совет которой будет решать вопрос о его повторном допуске.
71. В связи с проверкой итоговых сочинений (изложений) муниципальными комиссиями, которые обеспечивают право обучающихся, выпускников прошлых лет на объективность оценивания, процедура подачи апелляций не предусматривается.